Прокрастинация и страх некомпетентности

Прокрастинация и страх некомпетентности

Прокрастинация в той или иной мере свойственна большинству людей, но причины, почему люди откладывают дела на потом, могут быть разные. В прошлой статье я писала про страх осуждения. Но это не единственная причина.

Еще одной причиной прокрастинации может быть невозможность соприкоснуться с чувством некомпетентности.

Есть люди, которые легко справляются с задачами, в которых хорошо разбираются, их они не склонны откладывать в долгий ящик. Но если человеку попадается дело, в котором он чувствует себя неуверенно, приступить к такому проекту оказывается очень сложно. Принимаясь за такую работу, человек сталкивается с тем, что он многого не знает.

Почему чувство некомпетентности оказывается таким тяжелым?

Часто ощущение некомпетентности ассоциируется у человека с чувством неполноценности и отбрасывает его в далекое прошлое, в детство, когда он многого не знал и не умел, и испытывал по этому поводу сильное чувство стыда. Обычно так бывает в тех случаях, когда ребенка стыдят за ошибки и сравнивают с другими детьми.

Чаще неумелым чувствует себя младший ребенок, у которого есть перед глазами пример успехов старшего брата или сестры, особенно в тех случаях, когда родители не поддерживают младшего ребенка, не объясняют, что чего-то не уметь это нормально, что со временем он всему научится.

Бессознательно ребенок воспринимает такое положение вещей так, будто он родился каким-то неправильным. Маленькому ребенку трудно представить, что было время, когда и старшие были некомпетентными, он думает, что они уже родились со всеми своими знаниями и навыками, и только ему не повезло.

Но иногда ощущение себя неполноценным и неумелым может возникнуть в том случае, когда родители не поддерживают инициативу ребенка, не доверяют ему выполнять даже самые простые задания, объясняя свой отказ тем, что он не сможет сделать достаточно хорошо. Иногда родители, стараясь, чтобы ребенок получил лучшую оценку, делают за него в том числе и школьные задания, например, по труду. В этом случае ребенок чувствует, что он неспособен сделать ничего стоящего, а может все только портить. Это формирует у него чувство некомпетентности и неполноценности и, конечно же, такому человеку уже во взрослом возрасте очень тяжело оказываться в тех ситуациях, которые ассоциативно связаны с этими детскими переживаниями.

Особенности восприятия времени

Особенности восприятия времени

Есть люди, которые берутся за новое дело с энтузиазмом, но переключаются на другое или бросают, если не могут быстро добиться результата.

Такое поведение может быть связано с особенностью восприятия человеком времени, в его бессознательном это звучит как установка «Завтра может не наступить».

 С точки зрения бессознательного эти люди как бы живут вне времени. Им часто бывает сложно строить планы, когда получение результата сильно отдалено. Это связано с тем, что у человека в процессе взросления не сформировалось четкого представления о времени. В его бессознательном многие очевидные на первый взгляд вещи не выглядят таковыми: например, тот факт, что время течет в одну сторону и его невозможно повернуть вспять, что человеческая жизнь представляет собой единое целое, хоть и разделенное на возрастные этапы: детство, юность, молодость и т.д. Для некоторых людей этапы жизни не части целого, а как бы самостоятельно существующие отрезки, практически не связанные друг с другом, и у такого человека существует бессознательная фантазия, что, переходя на новый этап жизни, он как будто бы заново рождается. И в некоторых случаях, человек может четко представлять себе только очень небольшие временные отрезки, такие как год, полгода, иногда всего лишь несколько месяцев. А все что выходит за рамки этого небольшого временного периода представляется с большим трудом, т.к. бессознательно человек сомневается, что за порогом этого временного участка жизнь продолжается.

Такое непростое отношение с представлением о времени складывается у человека в том случае, когда родители не смогли сформировать у ребенка ощущение, что события в жизни подчинены причинно-следственному принципу.

Когда такие родители отказывали ребенку в удовлетворении потребности, которая не может быть удовлетворена немедленно, они не объясняли, что он не может получить желаемое в данный момент, но сможет через какое-то время. Потребность ребенка либо удовлетворялась практически сразу, либо он получал отказ без каких-либо пояснений. В этом случае представления относящиеся к пониманию времени формируются у ребенка искаженно. Если ребенок не получал чего-то сразу, у него возникало чувство, что он не получит этого никогда.

Также проблемы в восприятии времени могут быть связаны с другой причиной. В раннем детстве способность ребенка к ожиданию весьма ограничена, и когда жизненно важные потребности ребенка, такие как потребность в еде и в эмоциональном контакте с матерью удовлетворяются с большой задержкой, это вызывает у младенца ощущение катастрофы. Ему кажется, что его мир распадается на части. И в дальнейшем уже у взрослого человека необходимость ждать вызывает сильную тревогу. И такой человек будет стараться избегать ситуаций, требующих длительного ожидания, т.к. эти ситуации в его бессознательном ассоциируются с травмирующими событиями его младенчества.

Почему трудно доводить начатое до завершения

Почему трудно доводить дела до завершения?

Есть люди, которым очень сложно заканчивать дела. Большинство людей считают, что причиной тому является их неорганизованность или лень, но истинные причины глубже.

Каковы же причины этого является с точки зрения бессознательного?

Завтра может не наступить

Есть люди, которым сложно строить долгосрочные планы. Это связано с их особенностью восприятия времени. Для них будто бы существует только настоящее и самое ближайшее будущее, более отдаленное будущее кажется им как минимум туманным, а как максимум нереальным. Обычно такие люди и не начинают долгосрочных проектов, но иногда могут неверно оценить ситуацию и взяться за дело, результат которого оказывается более отдаленным, чем они предполагали изначально. Как только человек это понимает, он теряет интерес к своему проекту.

Конфликт между реальным и идеальным

Пока проект не завершен, он продолжает жить в виде идеального образа, человек представляет как напишет идеальную дипломную работу или сдаст прекрасный отчет. Пока работа не сдана, она исключительно во власти человека, и в его фантазии она безупречна. Как только поставлена последняя точка, работа становится реальной и теряет свою непогрешимость, т.к. не бывает чего-то настолько совершенного, что не к чему было бы придраться. Это и есть та реальность, с которой некоторым людям бывает очень сложно примириться. И тогда дело должно оставаться незаконченным, чтобы не быть испорченным реальностью.

Непонимание разницы между «хотеть» и «иметь»

Есть люди, которые с большим энтузиазмом берутся за новые дела, но практически сразу теряют к ним интерес и бросают. Это происходит потому, что на самом деле этим людям хотелось бы уже иметь, то, чего они желают, а не работать надо достижением цели. Хочется как Нэо из Матрицы загрузить себе в голову нужные знания или навыки. Когда такой человек говорит, что хочет выучить иностранный язык или защитить диссертацию, на самом деле он хочет уже знать язык или он хочет уже быть кандидатом наук, а не корпеть несколько лет над книгами. Непонимание этого различия и приводит к тому, что человек бросает дело, которое еще совсем недавно казалось ему очень интересным и перспективным.

Бегство от страха смерти

Окончание ассоциируется у человека со смертью, и законченное дело – это то, с чем приходится расставаться. Есть люди, которые испытывают сильный страх смерти и для них окончание дел будет затруднительным по причине бессознательной связи окончания со смертью. Такие люди редко бросают дела, чаще они находятся у них в процессе бесконечной доработки, тем самым человек пытается противостоять страху смерти. Бессознательно он предполагает, что, оттягивая окончание дела, он тем самым оттягивает и конец своей жизни, а значит не закончив дело никогда, он может жить вечно.

Прокрастинация и страх осуждения

Прокрастинация и страх осуждения

Прокрастинация – известное явление, когда человек откладывает дела, в том числе и важные, на потом и в некоторых случаях не приступает к ним вовсе, а в некоторых делает в последний момент.

Есть разные уловки, помогающие бороться с прокрастинацией, но они мало помогают, т.к. должна быть выявлена и проработана истинная причина проблемы. Конечно же, трудно побороть прокрастинацию просто усилием воли без помощи специалиста, но несмотря на это я считаю, что понимание основных причин этого явления может помочь человеку самостоятельно, хотя бы отчасти, улучшить положение, либо поняв глубину проблемы, обратиться за помощью к специалисту.

Большинство людей, страдающих откладыванием дел на потом, в качестве причины называют страх неудачи. И несмотря на то, что эта причина лежит на поверхности и не является единственной, не стоит ее отбрасывать, ведь если мы хотим проникнуть вглубь, нам нужно откуда-то начинать и логичнее всего с поверхности.

Какой неудачи боится человек?

В первую очередь, это осуждение, которое он может услышать, если у него не получится сделать дело достаточно хорошо. Критика — это в самом деле неприятно, но большинству прокраситнаторов нисколько не помогает знание о том, что о результатах его неудачи скорее всего очень мало кто узнает. А это означает, что он сам и является для себя этим безжалостным критиком и строгим судьей, а не окружающие его люди.

И этот внутренний критик набрасывается на человека еще до того, как он к чему-то приступит. И конечно же, человека в такой ситуации берет страх, но не только страх его останавливает. Помимо страха человек останавливает злость. Кому придет в голову делать что-то под таким давлением и принуждением, и тогда человек борется со своим злобным внутренним критиком тем, что отказывается что-либо делать, а значит лишает его оружия.

Конечно же, злобный критик и тут не унимается, и начинает терзать человека упреками: «мол ты слабак, ничего не можешь ни начать, ни закончить». Но все-таки бездействием человеку удается дать отпор критику. Это похоже на то, как ребенок теряет интерес к учебе, если родители мало хвалят его за успехи и сильно ругают за промахи. Таким поведением ребенок как бы говорит родителям: «Ах, вам не нравится, ну хорошо, посмотрим, как вы запоете, когда я вообще скачусь на двойки». И таким поступком ребенок обезоруживает родителей, которые ничего не могут с ним сделать, кроме того, что продолжать и дальше ругать. Это никак не меняет ситуации, но дает ребенку ощущение хотя бы некоторого внутреннего превосходства и контроля над ситуацией. И хоть он не может заставить родителей быть более лояльными, но он может заставить их почувствовать себя бессильными.

Что же делать человеку, когда он не может приступить к делу опасаясь критики? Нужно помнить, что в первую очередь он боится своей собственной критики. И, наверное, когда человеку станет ясно чьим голосом говорит его внутренний критик: отца, матери, бабушки, деда, старшего брата или сестры, ему будет легче отделить текущую ситуацию от многочисленно повторявшихся ситуаций его детства, а значит сделать хотя бы небольшой шаг навстречу своему успеху.

Ощущение непонимания близкими людьми

Ощущение непонимания себя близкими людьми

Порой люди чувствуют, что близкие их не понимают и очень расстраиваются из-за этого. Но часто это ощущение связано не с реальным непониманием или невозможностью донести до близкого человека что ты чувствуешь и думаешь, а с тем, что его понимание не отвечает ожиданиям человека о том, как бы ему хотелось чтобы его понимали, можно сказать не соответствует той идеальной картинке взаимопонимания, которая есть во внутреннем представлении человека о близких отношениях. Часто эта картинка выглядит так: человеку хочется полного единения с другим, такого, когда тебя понимают практически без слов, когда ты начинаешь фразу, а другой ее продолжает, когда он угадывает твои желания и во всем находится на твоей стороне, только поддерживая и одобряя. И такое желание тождественно стремлению человека вернуть те отношения, которые были у него с мамой, когда он был совсем маленьким ребенком. И именно тоска по слиянию с матерью не дает человеку спокойно жить и наслаждаться пусть неидеальными, но часто вполне удовлетворительными отношениями с другим человеком.

Уныние

В чем опасность уныния?

Уныние – это состояние, характеризующееся подавленностью, потерей интереса к жизни, отсутствием жизненных перспектив. Человек, в состоянии уныния не просто огорчен или опечален, он будто бы потерял надежду на то, что в его жизни или в его душевном состоянии что-то может поменяться. Конечно, все люди периодически унывают по какой-то причине или даже без нее, но, если это состояние затянулось, следует обратить на него внимание, т.к. оно может быть сигналом о том, что человек находится в депрессии.

Запись к психологу

Запись к психологу

Как записаться к психотерапевту или психологу?

Большинство частных психологов в Москве принимают по предварительной договоренности. Но прежде, чем записываться на консультацию, имеет смысл уточнить те вопросы, ответы на которые Вы не смогли найти на странице психотерапевта. Также можно кратко описать свою ситуацию, чтобы уточнить у специалиста работает ли он с той проблемой, которая Вас беспокоит. Это можно сделать в письме или по телефону.

Читать далее «Запись к психологу»

психолог психотерапевт

Психолог-психотерапевт

Я психолог-психотерапевт психоаналитического направления. Веду прием в центре, на Чистых прудах. Я могу предложить своим клиентам два вида психологической помощи: психологическое консультирование и психотерапию.

Читать далее «Психолог-психотерапевт»

Профессиональный психотерапевт

Профессиональный психотерапевт

Какого специалиста мы может назвать профессиональным психотерапевтом? Это специалист с высшим психологическим или медицинским образованием (как правило специализирующийся на психиатрии), получивший дополнительное образование по одному из психотерапевтических направлений.

Читать далее «Профессиональный психотерапевт»

Когда требуется консультация психотерапевта

Когда требуется консультация психотерапевта?

За психологической помощью можно обратиться к психологу, психотерапевту, психоаналитику. Как же понять в каких случаях нужна консультация психолога, а в каких психотерапевта? В этом может быть сложно разобраться особенно в тех случаях, когда психолог или психотерапевт нужен срочно.

Читать далее «Когда требуется консультация психотерапевта?»