Страх перед желаниями, как страх зависти
В этой статье из цикла “Бойтесь своих желаний” речь пойдет о зависти, которая тесно связана с невозможностью получить желаемое. Человек может страстно хотеть иметь то, чем обладает другой и в этом случае его может пугать сила его собственных чувств. По этой причине есть люди, которые боятся быть объектом зависти.
Нередко приходится слышать, что человеку страшно говорить о том, что у него все хорошо или рассказывать о позитивных переменах, случившихся в его жизни. Страх велит человеку молчать о хорошем, чтобы не сглазили, то есть не посмотрели злым глазом, в котором читается желание отнять или разрушить ценное. Такому человеку кажется, что никто не будет радоваться его успехам.
Эта установка может быть заимствована от родителей, которые внушали ребенку мысль, что иметь хорошее опасно. И ведь действительно было время, когда иметь достаток было рискованно. Несмотря на то, что времена раскулачиваний миновали век назад, страх передается на бессознательном уровне из поколения в поколение.
Помимо внушенного страха зависти, это чувство может быть связано с психологическим механизмом проекции. Он заключается в том, что человек не допускает в сознание некоторые свои желания и импульсы, считая их недостойными и несовместимыми с его положительным представлением о себе. И тогда он приписывает эти желания окружающим людям и сам же потом их боится, по сути, пугаясь самого себя.
Возьмем, к примеру, фантазию о том, чтобы получить что-то нечестным путем или, берем выше, ограбить банк! Если человек признает в себе такие желания, у него нет необходимости удалять их из сознания, ведь чаще всего они не выходят за пределы нашей фантазии. Но если же человек стыдится таких неоднозначных мыслей, то его психика начинает защищаться, используя механизм проекции.
Человек «выбрасывает» желание вовне, переносит его на других людей и все вокруг начинают казаться ему нечестными, готовыми в любой момент подставить подножку. Отсюда возникает недоверие к людям, хотя опасения берутся изнутри самого человека и именно его собственное вытесненное желание быть нечестным омрачает его жизнь.