Как открыл Фрейд, маленькие дети живут по принципу удовольствия, то есть делают только то, что им нравится и стараются всячески избежать того, что делать не хочется. Но жизнь вносит свои коррективы и чем старше становится ребенок, тем яснее он понимает, что невозможно жить только исходя из своих желаний; принцип удовольствия сменяется принципом реальности. Взрослому человеку очевидно, что есть вещи, которые он делает исходя из понятия «надо», понимая их пользу в долгосрочной перспективе и соблюдая обязательства, которые должен выполнять.
Это не значит, что человек должен задвинуть свои желания в дальний угол, но важно найти баланс между возможностью получать удовольствие и делать необходимое. Человеку гораздо проще находить золотую середину между желанием и долженствованием, если он привык к этому с детства. И в формировании этого навыка ребенку помогают родители, они постепенно вводят в зону его ответственности определенные обязательства и объясняют, почему он должен их выполнять.
Но есть дети, которые практически до совершеннолетия росли как цветы в оранжерее. Родители старались оградить их от всех жизненных невзгод, не позволяя ребенку соприкоснуться с настоящей жизнью и постепенно адаптироваться к ней, тем самым оказывая ему медвежью услугу. Когда такой ребенок переходит во взрослую жизнь, где уже никто не оберегает его от проблем и не решает их за него, он сталкивается с серьезным разочарованием и ощущением, что его обманули. Ему хочется снова вернуться в детство, где он будет защищен от жизненных бурь и сможет чувствовать себя беззаботным, не обремененным ответственностью.
Такие люди часто страдают прокрастинацией. Они не могут заставить себя действовать не потому, что боятся осуждения или испытывают стыд за свою некомпетентность, а из чувства протеста против жизненных реалий. Что бы ни делал такой человек, даже если он делает что-то для самого себя, он всегда чувствует принуждение, за исключением тех случаев, когда занятие приносит ему удовольствие.
Есть еще один тип людей, страдающих так называемой протестной прокрастинацией. Это люди, родители которых были слишком строгими и слишком нагружали ребенка большим объемом обязанностей, в том числе не соответствующих его возрасту (например, воспитание младших братьев/сестер). В жизни такого ребенка не хватало места для игр, он был загружен делами и обязательствами.
И, конечно, он мечтал о том, чтобы сбросить с себя ярмо долженствования и иметь возможность делать то, что ему хочется. Но во взрослом возрасте такой человек может продолжать нагружать себя всевозможными обязательствами, за счет того, что он интегрировал семейную установку «ты всем должен», либо начать действовать от противного, то есть выйдя из-под родительского контроля он начинает страдать прокрастинацией, в качестве протеста против давления, которое он постоянно чувствовал в детстве.
Но если уж он позволяет себе сбросить груз родительских установок, ему, в первую очередь, хочется ничего не делать, никому не быть должным. Ведь любые обязательства тут же отбрасывают его к переживаниям детства и ощущению бессилия перед требованиями взрослых. Прокрастинация такого человека тоже носит протестный характер, только он протестует против слишком требовательных родителей, а не против законов жизни.
При появлении любого давления и обязательств внутри у такого человека тут же срабатывает триггер и он реагирует единственным возможным для него способом, а именно, отказом что-либо делать. Это сильно ограничивает его возможности. Протестующему против «родительского принуждения» человеку бывает сложно увидеть ситуации, когда он должен сделать что-то ради самого себя, а не по велению родителей.
Чтобы избавиться от прокрастинации в первом случае человек должен пережить чувства, связанных с невозможностью всю жизнь быть ребенком и примириться с тем, что жизнь не может быть беззаботной. А во втором случае помогает осознание и проживание своей злости на родителей, которые практически лишили его детства и не развили в нем способность отличать ситуации, в которых человек делает неприятные и скучные вещи ради самого себя, понимая их смысл и пользу в долгосрочной перспективе.