Прокрастинация и страх некомпетентности

Рейтинг статьи:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Прокрастинация и страх некомпетентности

Прокрастинация в той или иной мере свойственна большинству людей, но причины, почему люди откладывают дела на потом, могут быть разные. В прошлой статье я писала про страх осуждения. Но это не единственная причина.

Еще одной причиной прокрастинации может быть невозможность соприкоснуться с чувством некомпетентности.

Есть люди, которые легко справляются с задачами, в которых хорошо разбираются, их они не склонны откладывать в долгий ящик. Но если человеку попадается дело, в котором он чувствует себя неуверенно, приступить к такому проекту оказывается очень сложно. Принимаясь за такую работу, человек сталкивается с тем, что он многого не знает.

Почему чувство некомпетентности оказывается таким тяжелым?

Часто ощущение некомпетентности ассоциируется у человека с чувством неполноценности и отбрасывает его в далекое прошлое, в детство, когда он многого не знал и не умел, и испытывал по этому поводу сильное чувство стыда. Обычно так бывает в тех случаях, когда ребенка стыдят за ошибки и сравнивают с другими детьми.

Чаще неумелым чувствует себя младший ребенок, у которого есть перед глазами пример успехов старшего брата или сестры, особенно в тех случаях, когда родители не поддерживают младшего ребенка, не объясняют, что чего-то не уметь это нормально, что со временем он всему научится.

Бессознательно ребенок воспринимает такое положение вещей так, будто он родился каким-то неправильным. Маленькому ребенку трудно представить, что было время, когда и старшие были некомпетентными, он думает, что они уже родились со всеми своими знаниями и навыками, и только ему не повезло.

Но иногда ощущение себя неполноценным и неумелым может возникнуть в том случае, когда родители не поддерживают инициативу ребенка, не доверяют ему выполнять даже самые простые задания, объясняя свой отказ тем, что он не сможет сделать достаточно хорошо. Иногда родители, стараясь, чтобы ребенок получил лучшую оценку, делают за него в том числе и школьные задания, например, по труду. В этом случае ребенок чувствует, что он неспособен сделать ничего стоящего, а может все только портить. Это формирует у него чувство некомпетентности и неполноценности и, конечно же, такому человеку уже во взрослом возрасте очень тяжело оказываться в тех ситуациях, которые ассоциативно связаны с этими детскими переживаниями.