Все проблемы из детства — эта психологическая аксиома известна практически всем. Но далеко не все понимают, каким образом прошлое может влиять на жизнь взрослого человека, который толком и не помнит травмирующих событий своего детства или относится к ним как к чему-то незначительному.
Психика человека, его характер, способ реагирования на сложные ситуации формируются в возрасте до шести лет. В дальнейшем характер человека продолжает претерпевать изменения, но основа закладывается в первые годы жизни. Но не у всех было счастливое детство. В этот период жизни ребенка могут возникать разные психотравмирующие ситуации, такие как:
- недостаток заботы и эмоционального контакта с родителями;
- длительные разлуки с матерью в раннем возрасте;
- сложные медицинские вмешательства, госпитализации, операции;
- физическое и эмоциональное насилие;
- не соответствующие возрасту ребенка требования родителей;
Все это отражается на формировании психики и характера человека. Часто человек оказывается как бы «застрявшим» в том возрасте, когда в его жизни происходили события, которые были слишком тяжелы для его неокрепшей психики. И уже во взрослом возрасте человек пытается как бы исправить свое детство. Для этого он, сам не осознавая как это происходит, оказывается в ситуациях и отношениях, которые похожи на травмировавшие его обстоятельства детства. Такой бессознательный паттерн называется навязчивым повторением травматического опыта.
Психотравмирующие ситуации детства могут быть причиной хронической тревоги, депрессивного или зависимого склада характера.
Полученные в детстве психотравмы дают о себе знать во взрослом возрасте следующими проблемами и симптомами:
- хроническое депрессивное или околодепрессивное состояние;
- частые приступы тревоги;
- трудности в построении отношений;
- страх проявлять инициативу, отстаивать свое мнение;
- невозможность добиться успеха в деловой и профессиональной сферах;
- избегание споров, конфликтов;
- неуверенность в себе, недовольство собой, приступы самокритики;
- часто беспричинно возникающее чувство вины и стыда;
- проблемы психосоматического характера;
Психоанализ позволяет работать с наиболее сложными и глубинными проблемами, корни которых лежат в далеком прошлом, как правило, в раннем детстве (до 6 лет) и даже в младенчестве.